Современный рынок продукции – рынок острой конкуренции, а главное свойство его товаров – конкурентоспособность.
Конкурентоспособность – это совокупность показателей качества и стоимости товаров, определяющая их предпочтительность для потребителя. Иными словами необходимо, чтобы потребительские свойства, цена, условия поставки и эксплуатационные гарантии выпускаемых изделий были лучше, чем у вполне доступных конкурирующих образцов. Поэтому главная задача предприятия заключается в том, чтобы создать конкурентоспособную продукцию, превзойти конкурентов в продажах и получить достаточные для развития доходы.
Конкурентоспособность достигается высоким уровнем подготовки производства, его технологического оснащения, организации и управления. Каждое из этих направлений включает сложные задачи, которые в целях достижения превосходства над конкурентами должны решаться в короткие сроки и с минимальными затратами ресурсов.
Конкурентоспособность характеризуется коэффициентом конкурентоспособности:
Д – доходы потребителя от использования изделия, руб.;
Ц – затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
Количественная оценка конкурентоспособности позволяет моделировать жизненный цикл товаров, прогнозировать сбыт, управлять качеством продукции, системно и своевременно создавать новые образцы и совершенствовать производственные процессы.